Комплекс Ханегах находится на торговой дороге, идущей от древней Шемахи до Ирана и до других стран Ближнего Востока.
Строительный комплекс, в котором находилась могила Пир Гусейна Равани, игравшего важную роль в формировании мировоззрения исламской философии среди научно-философских идей, имел прекрасную репутацию и уважение в средневековье. Таким образом, эту святую могилу каждый сезон посещают много паломников.
Надписи на памятниках строительного комплекса Ханегаха, считавшимся милосердным мольбищем своего времени, ещё раз подтверждали строение этих зданий в XIII-XV веках. Русский исследователь В.А.Крачковская делит изучение и исследование Ханегаха на 3 периода: первый период – это 1858-1861 годы; второй период – 1907 год; третий период – это 1935-36 годы.
Еще в августе 1858 года русский востоковед И.Х.Бартоломей впервые побывал в Ханегахе и послал письмо о своих впечатлениях академику Б.Дорну. Несмотря на то, что он видел эти постройки в виде развалин, его изумили надписи на камнях красочные узоры гробниц и мечетей. Б.Дорн побывал в Ханегахе в 1861 году и был ознакомлен со всеми надписями на плитах.
В начале XX века здесь проводились исследовательские работы. Но основные научно-исследовательские работы проводятся с 30-х годов с участием архитектора В.Сысаева и историков В.А.Крачковской и А.Алескерзаде. После них в 40-е годы архитектор С.П.Пайгородский, а позже историки А.Сеидзаде и М.Неймат исследовали постройки комплекса и их надписи.
Архитектурные памятники комплекса Ханегах, окруженные высокими стенами с башнями, по сей день сохраняют своё величие. Некоторые надписи на плитах памятников, относящихся к XIII-XV векам, сохранились до настоящего времени.
Ханегах состоит из разных зданий. К постройкам комплекса относятся: 4 крепости; мечеть с гробницей и другие постройки около западной стены; неизвестное здание возле северной стены; минарет, находившийся во дворе; стойла, построенные на наружной стороне памятника, ряд мелких построек на юго-западе и на севере комплекса. Только гробница Пир Гусейна и минарет сохранились до наших времен более и менее неповрежденными. Мечеть и постройки возле нее находились в четырехугольных крепостных стенах. Дорога мечети проходит через комнату, соединенную с восточной стеной крепости. Внутренняя южная стена мечети украшена различными узорами. В центре есть алтарь, на обеих сторонах которого находятся красиво обработанные художественные панно. Только на надписи в центре алтаря остались эмалевые фрагменты. Некоторые кирпичи с золотыми надписями были отправлены в музей «Эрмитаж» Санкт-Петербурга, некоторые в «Государственный» музей Грузии, в «Музей Восточной культуры» Москвы, а так же в музей «Лувр», в Британию и в другие страны Европы. Алтарная часть мечети была привезена в Баку и в настоящее время демонстрируется в Литературном музее имени Низами Гянджеви. В противном случае мы могли бы потерять это прекрасное произведение искусства.
Среди построек, наиболее привлекавшая внимание, была гробница Пир Гусейна ибн Али. Все четыре стены были украшены муравленым кирпичом и были набиты плиты с надписями с хорошим почерком. Могила почтеннейшего была посередине здания и была покрыта муравленым кирпичом.
Квадратная часть основания минарета 3х3 м, а высота 17 м. Внутри находится крученая лестница, построенная из камня, по которой можно подняться на верхнюю часть минарета.
Комнаты, построенные для конюхов, находятся на юго-востоке комплекса. Бойницы на высоких заборах, похожие на стены крепости, высокие вышки – делают этот комплекс похожим на крепость защитного характера. В восточной части есть постройки около 300-500 метров.
К востоку от построек есть кладбище с могильными надгробиями. Вполне возможно, что эти могилы принадлежали жителям деревень ближней окрестности, их захоронили в месте, считавшимся священным.
Все постройки памятника были построены из известняка. Восточная стена. В четырёхстрочной надписи портала сказано, что строить это здание приказали во времена Абул Музаффара Фахрибурз ибн Каршаси ибн Фаррухзад ибн Манучохра, далее было сказано, что «памятник был построен на средства великого владельца полномочий, победителя Хорасана, гордости религии и государства, названным Хазар-Висан, председателем Шараф-Эд-Довля вед-Дин Гасан ибн Мухаммед ибн Гусейн Аль-Бавади». На надписи был высечен 641 год по мусульманскому летоисчислению и 1243-44 года по христианскому летоисчислению.
На надписи было упомянуто имя Ширваншаха III Фахрибурза.
TИнтересный термин на этой надписи – был «Хазар-Висан» председатель Гусейн Аль-Бавади, дедушка Гасана. Исследователи считают, что «Хазар-Висан» – это высокая военная должность, близкая к висан-баши. К примеру, отмечая должность «висан-баши» во дворце Саманидов, Низам-аль-Мульк пишет, что приметы этой должности состояли из черных суконных шапок и из гажевой одежды украшенной серебром. После этой должности идёт должность глава взвода «хейли-баши», а за ней идет должность «хаджиб», которая так же была военной должностью стран Ближнего Востока.
В XII-XIII веках, носителями должности председателя были руководители духовных и административных управлений. Должность передавалась по наследству. По отношению царя к человеку, имеющему должность председателя, полномочия этой должности могли изменяться. В прошлом на алтаре была надпись, это была надпись на камне. Эта плита была привезена в Баку. На плите упоминается 665 год по мусульманскому летоисчислению ( по христианскому летоисчислению 1266-67 года) и имя Ширваншаха Абу-1-Фатх Фаррухзада. На краях алтаря была надпись, написанная куфическим почерком и украшенная орнаментами, состоявшими из аятов Корана.
В двух строках, написанных на арабском языке, на известняке в восточной стороне минарета было упомянуто имя Аргун ага, азербайджанского наместника великого монгольского царя Мунки Буга-хана, правившего в 1284-1291 годах. Аргун ага был наместником великого царя в провинциях Хорасан, Ирак, Азербайджан, Ширван, Гюлистан, Лур, Кирман и т.д. Дата надписи не указана. По надписи на восьмиугольной части постройки становится ясно, что минарет был построен в 1256 году.
На круглом стволе минарета есть две строительные надписи. Здесь сообщается о восстановлении минарета по указанию сына Ахситана Ширваншаха II Гершесба в 1294 году. В надписях было сказано, что восстановительные работы проводились архитектором Шамсаддином Мухаммедом ибн Али и строителем Махмудом ибн Ибрагимом.
По сведениям архитектора В.Сысоева в те времена существовала надпись на восточной стене памятника, связанная с именем Ширваншаха I Халил-Уллаха (1417-1462). Таким образом, это доказывает важную роль комплекса Ханегах в общественной и духовной жизни Ширвана в XV веке.